НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н. А. Добролюбова
ПЕРЕВОДЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



абитуриентам

студентам

преподавателям

выпускникам



Гласность. Для чего она?


Тема номера

В рейтинге, обнародованном на днях международным экспертным агентством и посвященном оценке свободы СМИ в разных государствах мира, Россия заняла 141 место из 178.

Тема сегодняшнего номера – проблема свободы прессы в России.

Гласность. Для чего она?

Свобода слова - одно из важнейших конституционных политических прав граждан, она дает возможность публично выражать свое мнение и убеждения. Но вот нужна ли обществу эта свобода, умеет ли оно ею пользоваться?

Об этом рассуждает журналист – историк, кандидат филологических наук Елена Викторовна Курбакова.

-…Никто не станет оспаривать тот факт, что свобода слова необходима, но важно научиться грамотно её использовать, а это значит - нести ответственность за каждое высказанное слово, которое предается гласности. Влияние его на массы очевидно, и журналист должен осознавать это. Он не должен использовать гласность для борьбы с властью и тем самым окончательно расколоть общество на «власть» и «народ». Он должен призывать к совместной повседневной, мирной гражданской деятельности, когда отдельный гражданин в процессе решения своей частной проблемы будет способствовать позитивным изменениям состояния общества в целом.

- Умеют ли российские СМИ пользоваться свободой слова?

- К сожалению, нет. Долгое время российская журналистика укрепляла в народе не гражданские, а потребительские идеалы: российский обыватель, защищая свои права, обращался не к представителям власти, наделенным полномочиями и должностными обязанностями решать его проблемы, а в редакцию местных периодических изданий. В желании «разоблачить» и «развенчать» он представлял «свою» правду. Журналист, в свою очередь, в пафосе личного сочувствия «потерпевшему» или же в погоне за сенсацией сырой жизненный материал подвергал художественной обработке и тиражировал не беспристрастную позицию, а точку зрения заинтересованной стороны. Гласность такого рода способствует внедрению в сознание народа недоверия к власти, «слабой» или «жестокой», но всегда «бездействующей» и «безразличной» к нуждам граждан. Такая журналистская позиция может привести только к деструктивным результатам. Представителю журналистского цеха следует помнить о своей важной роли арбитра, а не прокурора.

- Однако, современные СМИ выбирают именно роль прокурора, в лучшем случае, в худшем – шута-скомороха, способного лишь развлекать публику. Почему?

- СМИ всего лишь отражают незрелость нашего общества. Оно не готово пользоваться данной ему гласностью. Пока в обществе нет граждан, не будет и настоящей свободы слова. Как писал знаменитый поэт и публицист А.М. Жемчужников «…В нашей общественной жизни мы умели соединить привычку неповиновения закону с постыдным и раболепным самоуничижением перед всяким произволом. Избегая исполнения наших обязанностей, мы не заботимся о защите наших прав и не умеем протестовать против оскорбления нашей гражданской чести и достоинства…» И действительно, как только человек начнет соблюдать свои обязанности, он не позволит, чтобы его права нарушались.

Мы живем в правовом государстве. Если по отношению к вам допускают беззаконие, необходимо действовать. Для этого есть специальные структуры, которые, кстати, содержаться на наши средства (мы из своей зарплаты платим налог – 13 процентов)... Миссия настоящего гражданина - исполнять свои обязанности, соблюдать права, протестовать против беззакония.

- А миссия СМИ?

- Журналистику называют четвертой властью, однако её потенциал позволяет ей быть первой, так как наиважнейшей властью является власть общественного мнения. Не подменять собой деятельность государственных и общественных структур, а вместе с ними конструктивно воздействовать на реальность – такова миссия журналистики как социального института в любом государстве. В противном случае, и сегодня справедлив тезис, высказанный 150 лет назад: по причине отсутствия «истинного просвещения» и «образованного сословия» в России «не может быть и общественного мнения», «ни к чему не поведет и гласность; не для чего её и желать».

Анна Позднякова












на правах рекламы


© НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н. А. Добролюбова
603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина 31а. Тел. +7 (831) 436-15-75,
факс: +7 (831) 436-20-49, e-mail: admdep@lunn.ru