НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н. А. Добролюбова
ПЕРЕВОДЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



абитуриентам

студентам

преподавателям

выпускникам



Вольница или вольность?


Вольница или вольность?

Чтобы быть глашатаем правды, журналисту нужен закон о свободе печати. В России такой закон есть. Значит ли это, что российская журналистики движется в верном направлении? На этот вопрос отвечает член Союза журналистов РФ, кандидат политических наук, старший научный сотрудник НГЛУ Е.И, Кузнецова.

- Теоретически право на выражение собственной позиции у российских СМИ есть. А практически?

- Начнем с того, что свобода – это не только отсутствие внешних ограничений, в данном случае – цензуры, но и самостоятельность, способность осознавать свои цели и действовать в соответствии с ними. И Закон «О средствах массовой информации», кстати говоря, обозначает права не только журналистов, как принято думать, а каждого гражданина, поэтому, зная закон, мы должны уметь видеть в нем баланс интересов личности, общества и государства. У каждого есть право на получение информации, и вот насколько сегодня само общество способно реализовать это право, настолько и журналисты готовы быть свободными. На мой взгляд, надо говорить о нестандартно мыслящих журналистах, которым есть что сказать обществу, и я назову такие имена, как Л. Радзиховский, А. Архангельский, М. Максимовская, которые всегда выражают свою позицию, о которой Вы спрашиваете. Почитайте блоги ведущих журналистов: в блогосфере без своего мнения ты никому не интересен. Вот, к сожалению, только мейнстрим сегодняшней журналистики – развлечение, гламур – и здесь что говорить о свободе слова?

Однако это право используют не все СМИ?

- Но ведь это тоже их «право». В современной отечественной журналистике есть тенденция к более сильному проявлению сервильности, когда журналисты в большей степени выполняют функции пресс-служб. Аудитория получает отчеты: заасфальтировано столько-то дорог, пущено столько-то автобусов. На мой взгляд, в журналистике сегодня мало проблемного подхода в освещении и политических процессов, и бытовых ситуаций, нет вопросов по существу в адрес власти. Вместо анализа действий должностных лиц – «хождение за властью» с перерезанием ленточек, аплодисментами, праздничными улыбками. Журналисты создают власти имидж, сглаживая острые углы. А это не их занятие.

- Но ведь с СМИ выходит много и критических материалов?..

- Критический подход продиктован не столько желанием разобраться в сути вопроса, сколько стремлением создать имидж какой-то другой политической силе.

- Существует мнение, что введение свободы печати в России привело к сильному упадку культуры речи журналистов. Как же на самом деле связано это право с употреблением журналистами ненормативной лексики в эфире?

- Это мнение ошибочное. Свобода печати – политическая проблема. А то, что мы понимаем под использованием вульгаризмов, - это вседозволенность, которая имеет отношение не к свободе печати, а к культуре человека. Эта вольница в речи процветает в “Comedy Club” на канале TNT. И здесь «свобода» свидетельствует как раз о полной «несвободе» от рекламодателей, которые ориентируются не на информационные интересы аудитории, а на рейтинги программ. Но, значит, обществу такая вседозволенность нравится. Разве не общество должно ставить нравственные критерии допустимого? Мы все норовим оглянуться на зарубежные масс-медиа. Да разве там такое позволят? Но ведь это все не журналистика – это шоу-бизнес, и мы не о нем говорим. А для профессиональных журналистов существует этический кодекс, где определены нормы профессиональной деятельности. Считаешь себя профессионалом – следуй им. Это профессиональные стандарты поведения, которые гораздо жестче, чем законы, и эти ограничения журналист выбирает свободно. Ведь журналистика – публичная профессия, в которой нравственные основания проявляются в большей степени.

- Каких изменений Вы бы пожелали современной отечественной журналистике?

- Чтобы в России появилось общественное вещание. О нем давно говорят, но пока в России такой модели деятельности, к сожалению нет. Основа этому – развитие структур гражданского общества. Если граждане будут активнее использовать свои права, они сами будут определять, в каком объеме им нужны сериалы, криминальные новости, познавательные программы, детские передачи, кино. И закон о телерадиовещании – давно назревшая проблема. Мир меняется, новые информационно-коммуникативные технологии давно изменили все принципы работы с информацией. И мы должны быть готовы к осознанному восприятию нового информационного пространства, где не свобода, разбушевавшаяся вольница может привести к немалым бедам.

Ирина Бушуева












на правах рекламы


© НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н. А. Добролюбова
603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина 31а. Тел. +7 (831) 436-15-75,
факс: +7 (831) 436-20-49, e-mail: admdep@lunn.ru