НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н. А. Добролюбова
ПЕРЕВОДЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



абитуриентам

студентам

преподавателям

выпускникам



Мы и с этой напастью справимся


Мы и с этой напастью справимся

О том, что ЕГЭ ввели повсеместно я, к своему стыду, узнала лишь в этом году, когда нахрапистая мамаша одного из моих учеников заявила: « Нет, вы представляете, они моего мальчика заставляют писать эти ужасные тесты. Это же какой стресс для ребенка! Он привык устно отвечать». А после долгих причитаний мудрая мамочка гордо заявила: «В общем, я дала им на лапу. Обещали по четверке за каждый тест».

После таких заявлений я несколько опешила. Как же мне в 2005 удалось сдать это страшный экзамен? Может, задания были легче? Ведь тогда это был всего лишь эксперимент в провинциальных городах, результаты которого принимались только в этих городах, а значит, не представляли опасности для престижных вузов.

Хотя сейчас вспоминается, что вся эта рутина по подготовке к тестам была настоящей проблемой. Сколько денег было потрачено на специальные курсы для подготовки, поскольку школа в первый год эксперимента сама еще ничего не знала и готовить к тестам не умела. Обидно даже: родители отправляли меня на курсы, оплачивали их, подвергали меня стрессу вместо того, чтобы вот так лихо дать взятку. Особенно я ругалась, когда после всех этих подготовок по моему любимому английскому набрала лишь 70 баллов. Зато неожиданно получив по русскому 95, сразу притихла, отказалась от любых аппеляций. И решила тогда, что тесты – это по мне, да и вообще в России люди приспосабливаются ко всему.

А в этом году все вокруг меня вдруг стали ругать этот экзамен, причитать про неподготовленность детей к таким переменам, сложность заданий. «Неженки столичные! - думала я, читая одну жалобу за другой. - Мы вот в провинции никогда не жалуемся, молча со сложностями справляемся». Но, как оказалось, ругаются не только те, кто с тестами не справляется, но и те, кому они кажутся легкими.

Мой сосед Леша Башмаков сейчас учится в 11 классе 40-й школы. Пробный ЕГЭ они сдавали совсем недавно, причем не в стенах родной школы, а в Высшей Школе Экономики, чтобы свои учителя не подсказывали. Казалось бы, какой стресс для ребят. Но Леша заверил, что обстановка была спокойная, они даже успевали шутить на экзамене, да и с самими тестами справились успешно.

Тут, я думала, Леша, как и я в свое время, скажет, что «тест – дело хорошее», но он вдруг заявил:

-Я остался недоволен такой проверкой знаний. ЕГЭ сравнивает все школы между собой. Уже не имеет значения, что ты с пятого класса сдавал экзамены, учился в более тяжелых условиях, и что твои пятерки отличаются от пятерок ребят из обычных школ. Есть просто баллы, которые не показывают твоих реальных возможностей. И я не думаю, что здесь можно говорить о равных правах для поступления. Раньше равные права давали вступительные экзамены в вуз, где ты реально мог проявить себя, отвечать, глядя преподавателю в глаза. А теперь есть единый шаблон, от которого отказались цивилизованные страны, а Россия ввела. Причем эти шаблоны порой совсем глупые – по физике у нас куча вопросов неккоректно сформулированы. Но и это полбеды. Я-то, допустим, поступлю, куда планировал: наша школа дает достаточные знания. Но жалко тех ребят, которые будут после нас. Их будут тренировать на тесты, а на реальные знания времени не останется. И еще: сочинения по литературе теперь нет. А эссе, которое мы пишем в ЕГЭ по русскому, тоже должно составляться по определенной схеме.

…А Леша, между прочим, пишет стихи, песни и, наверное, ему было бы, что рассказать в своем сочинении по литературе. Он еще много говорил, как этот экзамен по разным причинам не нравится его родителям, учителям, да и вообще всем сверстникам. Но на вопрос «можно ли что-то изменить?» ответил сразу: « Мы же школьники. Кто нас послушает?» Выходит, что такой экзамен и правда многим не нравится. Только непонятно, что делать с этой ненужной, но уже принятой реформой. Правительство, конечно, опасается волнений в обществе и в условиях нестабильности даже заявляет, что готово пойти на уступки. Только «взволнованные» не готовы заявить о своем недовольстве. По сообщениям различных СМИ, подписи против ЕГЭ собираются еще с 2007 года. Но, видимо, нужное количество так и не собралось, потому что экзамен не отменяют, а только распространяют. Да и откуда этому количеству взяться, если одни дают взятки, а другие с легкостью щелкают задачки, набирают баллы и только потом где-нибудь на выпускном обсудят с учителями, «как можно было так некорректно сформулировать вопросы по физике». И как говорит Леша, «кто же нас послушает?»

В общем, школьникам, их взволнованным родителям и учителям, по-моему, остается только набраться терпения, не жаловаться и делать все для разрешения очередной поставленной перед ними задачи, ведь «терпение и труд…» Ну, сами знаете.

Гульнара Гарафиева












на правах рекламы


© НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н. А. Добролюбова
603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина 31а. Тел. +7 (831) 436-15-75,
факс: +7 (831) 436-20-49, e-mail: admdep@lunn.ru