НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н. А. Добролюбова
ПЕРЕВОДЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



абитуриентам

студентам

преподавателям

выпускникам



Снимать штаны и бегать


Наши рецензии

Снимать штаны и бегать

Очередной спектакль театра-студии «Рок-Драма», поставленный режиссером Михаилом Висилицким (экс-руководителем театральной студии НГЛУ), не обошелся без привычных «висилицких» штучек.

Честно признаюсь: постановку, представленную театральным режиссёром Михаилом Висилицким 1 марта в «Доме Актёра», мне было непросто оценить объективно, поскольку некоторое время я сама была актрисой Рок-Драмы. А ведь то, что стало тебе родным, как известно, не так-то просто обругать, даже если оно того заслуживает.

Заслуживает ли «обругательств» последний спектакль Рок-Драмы? Вот в этом-то и попробую я разобраться потихоньку.

Сюжеты

То, что происходит на сцене, - идиотизм. Это вам подтвердят не только те, кто вышел из зала посреди спектакля, но и те, кто остался постановкой доволен и досидел до конца. Но название-то спектакля - «Жизнь с идиотом»! А это значит, что нас, так сказать, предупреждали (ну, это если вдруг кто будет сильно ругаться).

Сюжет «зарисовочек», из которых состоит спектакль, прост и бесхитростен.

С крейсера «Аврора» морячок звонит то в школу, то в публичный дом, то на завод «Заря». Всё с одной целью: раздобыть для экипажа славного крейсера нужное количество девушек по вызову. Это первая зарисовочка. Девушка появляется! И ведёт себя с морячком так, как и подобает «ночной бабочке», но не просто «ночной бабочке», а «ночной бабочке», играющей роль учительницы. Чтобы наказать морячка за грязные мысли, приказывает ему «учительница» стягивать штанишки и, не дожидаясь исполнения своего приказания, стягивает их сама... Р-раз! Рывком.

Я невольно зажмуриваюсь.

Потому что под штанишками трусы, а на трусах приделано то, что должно появиться под штанишками по сюжету и что в сфере театральной практики называется «качественной бутафорией». В общем, думаю, сами догадались, ЧТО в костюме морячка меня в этот кульминационный миг так напугало и поразило.

Тихонько неопределённо охнул, в общем-то, весь зал. Потому что было противно. Это «противно», вроде, и смешивалось со «смешно», а всё же было непонятно, как реагировать – то ли от улыбаться от смеха, то ли кривиться от мерзости.

Такова была первая сценка из представленных. Надо признать, она была единственной, настолько неприятной. Я даже подумала потом, что лучше бы было эту всю неприкрытую бутафорию-то показать поближе к концу, чтоб весь эффект постепенно выдать, а не с первой же сцены такие вот козыри из штанин доставать. Режиссёру виднее, конечно. Но все-таки....

После не оставившей никого равнодушным сцены о морячке и «учительнице» «висилицкая «Рок-Драма» начала куролесить в своём привычном стиле: проститутки, хамоватые похотливые герои, нетрадиционная любовь и, конечно, немного, простите, дефекации. Всё это, естественно, с привкусом абсурда. Чего стоит, например одна сценка о том, как супружеская пара берёт из дома умалишённых «мальчика» Володеньку. А потом Мать сначала хочет «поменять Володеньку на какого-нибудь другого», потом она в Володеньку влюбляется, потом врёт ему, что беременна, а после всего этого Володенька начинает ухаживать за Отцом. Отец на его чувства отвечает взаимностью, и живут они долго и счастливо, предварительно отрезав секатором голову мешающей их счастью Матери. Вот такая любовь.

Не уступают названной «зарисовке» сценка про наглого похотливого Маленького Принца, зарисовка о советской проститутке, которую якобы хотят нанять для работы на НКВД, фрагмент из «Онегина» со стихами Александра Сергеевича, но в «висилицкой» интерпретации – с ползающими по сцене в красном свете и делящими между собой Онегина Татьяной и её прокуренно подхрипывающей няней… В общем, видеть это надо, естественно.

Идеи

Те, кто был хоть на одном спектакле театра-студии «Рок-Драма», знают: от этих ребят жди беды. Я имею в виду, что про всё происходящее на сцене можно смело по-бабкиному-со-скамейки заявить так: «ой, беду творят!» Потому что ни один спектакль Рок-Драмовского режиссёра Михаила Висилицкого не обходится без сексуального под-(а точнее, почти всегда как раз не «под»)-текста, ругательств и прочего винегрета в том же духе. Сложно понять весь механизм режиссёрского умения манипулировать зрительскими и актерскими эмоциями, но как-то вот могут актеры Рок-Драмы показать интим и так, чтоб красиво. И так, чтоб смешно. И так, чтоб страшно и мерзко, в конце концов, стало. Спектакли Висилицкого – они все такие: бывает и противно, и смешно, - всяко. Хулиганы они все, короче. И актёры, и режиссёр (не понаслышке говорю, не забывайте).

Выходят из зала на каждом спектакле Рок-Драмы. Это особенность, которая имеет место на всех спектаклях Висилицкого и к которой и сам режиссёр, и актёры (не понаслышке говорю) относятся спокойно и даже со своеобразной радостью. Уходят - значит, задело, не оставило равнодушным. Значит, человек ещё, пусть пару дней, но будет ходить, плеваться, жалеть потраченных на билет честно заработанных, и при этом, - главное, - будет всё-таки вспоминать увиденное. Разве цель искусства не в этом?

Вот тут-то и загвоздочка.

Висилицкий в каждом спектакле говорит всегда об одном и том же, как бы спектакль ни назывался и каков бы ни был сюжет (если он вообще есть как таковой). Если вы придёте на постановку театра-студии «Рок-Драма», можете быть уверены: слова «аборт», «накакал», «проститутка» и прочее в том же духе вы со сцены непременно услышите. И ещё, конечно, не обойдётся без милых советских чёрточек и примет вроде НКВД-эшников, мыслей о «забугорном» счастье и прочих очаровательно наивных мелочей, в которых проглядывает уже подёрнутый своеобразным романтическим флёром великий и могучий СССР. Висилицкий над Советским Союзом смеялся, смеётся и, видимо, будет и дальше смеяться. Висилицкий понемножку пошлил, пошлит и, видимо, будет пошлить и дальше в каждой постановке. Такой стиль, такой характер.

А вопрос возникает такой: чего ж туда ходить-то, если каждый раз видим всё, в общем-то, одно и то же да и то всё сплошное безобразие ? Отвечаю: стиль Висилицкого настолько трогателен своим не то детским, не то стариковским хулиганством, что смотреть его постановки очень легко. И потому ту самую ужаснувшую меня качественную бутафорию простить ему вполне можно – если, естественно, не принимать происходящее близко к сердцу и не слишком придираться к эстетике этого самого происходящего.

Послесловие

Висилицкий частенько сам говорит зрителям о том, что спектакли его – плохие.

Он никогда не претендовал на то, чтоб его постановки называли высоким искусством. Те, кто его знают, - и зрители, и деятели культуры, - воспринимают его творчество как хулиганство, причем воспринимают вполне добродушно. Потому что, повторюсь, от постановок веет детской шалостью, но никак не пафосом человека, пытающегося выдать мерзость, пошлость и интим за огромный вклад в искусство. А ведь в искусстве сейчас чего только не происходит: картины пишут такие, что их путают с порнографией, балет танцуют голышом и с секс-игрушками, ненормативная лексика в литературе становится частым стилистическим приёмом. Но сколько пафоса!

Висилицкий же, если и грешит пафосом, то серьёзно этот пафос не воспринимается. Да и, если уж на то пошло, подбор музыки в спектаклях Висилицкого всегда весьма забавный, а сыграно-то всё более чем достойно. Актёры в труппе Рок-Драмы хоть и не профессионалы, однако по-настоящему талантливы, и это заметно даже в обрамлении всего творящегося на сцене идиотизма, абсурда и пошлости. Думаю, во многом именно игра актёров спасает постановки Рок-Драмы от клейма «ни о чём» и превращает их в хоть и довольно глупое, но, несомненно, яркое действо.

Хотите просто расслабиться? Не воспринимайте происходящее как претензию на сверх-искусство, до которого пока просто не дотянулись наши консервативные умы. «Рок-Драма» подходит для того, чтоб просто повеселиться. Этакий шабаш, Вальпургиева Ночь раз в году (а спектакли Рок-Драмы действительно выходят нечасто), когда можно просто носиться в небе на метле и не думать, что завтра устыдишься содеянного.

Тех, кто способен легко воспринять забавные пошловатые хулиганские бирюльки «Рок-Драмы», просим сюда, на огонёк. Если же уровень эстетики в вас высок и прочен, помните: в любой момент можно просто выйти из зала. Тут уж кому как нравится. Никто не держит.

Мария Солеева












на правах рекламы


© НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н. А. Добролюбова
603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина 31а. Тел. +7 (831) 436-15-75,
факс: +7 (831) 436-20-49, e-mail: admdep@lunn.ru